Виктимность и профилактика насилия

Преодоление виктимности через верное осмысление жизни

– Справедливо было бы сказать, что все в нашей жизни происходит не случайно. Это относится и к тому, что в нашей жизни появляются не только приятные нам и любящие нас люди, но и те, кто причиняет нам боль. Значит, можно утверждать, что человек притягивает в свою жизнь жестокость и насилие, что оно происходит не по злому року, а в силу установок и поведения самого человека. В чем особенность людей, которые склонны становиться жертвами?

– К сожалению, таких людей значительно больше, чем самих насильников, и, в общем-то, все мы в той или в иной степени склонны становиться жертвами. Многие люди при этом склонны считать себя невезучими, считают, что Бог их оставил, что их преследует злой рок, что им предопределена несчастливая судьба, что у них «плохая карма» и так далее. Но в действительности все это ерунда! Бог никого никогда не забывает. Наша судьба такова, какой мы ее делаем сами, а на судьбу проще всего валить только для того, чтобы снять с себя ответственность за происходящее.

Но точно так же, как разнообразно насилие во всех его проявлениях – насилие в семье, в профессиональном коллективе, криминальное насилие и так далее – велико и разнообразие характеров людей, которые становятся его жертвами. В психологии и криминологии существует целое направление – виктимология, которое изучает психологию жертв насилия, отношения между жертвой насилия и его источником. Об этом пишутся тома, создана масса литературы, где устанавливаются сложные теории, прогнозирующие вероятность стать жертвой насилия, методы работы с жертвами, методы защиты людей, которые относятся к категориям риска. Если бы существовали эффективные универсальные методы защиты от всех видов насилия для всех людей, такое научное направления и моя практика в частности не были бы нужны.

Поэтому в формате интервью я могу дать только общее направление для поиска решения сложной проблемы подверженности насилию. И то, даже по отношению к этим самым общим советам, я прошу помнить, что мое мнение, мнение психолога, не является безоговорочной истиной или аксиомой. Если с вами действительно происходят неприятности, вы стали жертвой насилия или вы склонны считать себя потенциальной жертвой, то вместе со специалистом нужно разбирать нюансы вашего случая.

В вопросе прозвучали слова о том, что от каждого из нас зависит, какие люди появляются в его жизни и что они с собой несут. Действительно, люди появляются очень разные, но далеко не все задерживаются рядом с нами надолго.

Это зависит от среды, в которой мы добровольно или принудительно оказываемся. В среде каких-нибудь алкашей стать жертвой насилия значительно проще, чем в среде высококультурных и интеллигентных людей. Очень многое зависит от среды, и если мы вращаемся в среде, где насилие является нормальным решением проблем, то риск стать жертвой насилия повышается, и не надо при этом клясть судьбу или хулить Бога.

Еще очень важный момент: жертвами насилия очень часто становятся люди, которые не любят думать, не любят анализировать ситуации, в которых находятся, не любят просчитывать вперед ее развитие, собственные ходы и ходы других людей. Их принцип – «пусть все идет, как идет, чего думать, все давно придумано», а образцом для поведения являются другие люди – друзья, знакомые или телевизионные герои.

Человек, который думает самостоятельно, постоянно развивается, обладает способностью предсказать, как пойдет ситуация, менее подвержен насилию. Да, это требует определенной зрелости, сознательных усилий, желания разбираться в жизни, интереса к другим людям и так далее. Но это благодарный труд, в том числе для своей семьи. А если человек просто хочет плыть по течению, то его по течению и заносит в такие дебри, где он становится жертвой. И это – распространенное явление.

Также можно выделить группу «профессиональных» жертв. Люди, относящиеся к этой группе, считают себя чуть ли не спасителями всего на свете, считают, что должны бесконечно собой жертвовать ради чего-то или кого-то, и, в конечном счете, действительно сталкиваются с насилием по отношению к себе. И причина этого – в своеобразном проявлении их собственной гордости. Такое явление широко распространено среди женщин, которые периодически терпят насилие со стороны своих мужей. Они считают, что терпеть побои – это их «крест», их особая миссия ради сохранения семьи или ради своего мужа. Они не думают при этом, как они могли бы уйти от насилия, как оно может отразиться на окружающих, на детях, на них самих. Они вдолбили себе в голову, что их миссия – бесконечно терпеть унижение и боль. Некоторые даже находят в этом своем положении выгоду, способ привлекать к себе внимание и сочувствие окружающих, насилие становится их изюминкой, их ключевым отличием от других людей.

Другое распространенное явление – провоцирование насилия со стороны молодых женщин. Многие девушки сегодня склонны с целью привлечения внимания мужчин откровенно и ярко одеваться, использовать косметику даже тогда, когда они направляются не на вечеринку, а в соседний с домом магазин за хлебом. Другой пример – молодые жены, которые флиртуют с чужими мужчинами, чтобы вызвать ревность своего мужа, освежить его чувства к себе. Или жены, которые поступают из принципа назло своему мужу, отказываются выполнять его просьбы, желая его задеть или отомстить ему за какую-нибудь обиду.

Часто женщины наступают на одни и те же грабли в поисках спутников жизни, переходя из общества одного алкоголика в общество другого, не задумываясь о том, насколько алкоголь значительно разрушает личность.

Многие мужчины, в свою очередь, из-за чрезмерной гордости провоцируют насильственное разрешение тех ситуаций, где, проанализировав силы сторон и возможные последствия, следует предпринимать все усилия для мирного разрешения конфликта, пытаться перевести все в шутку. Мужчина должен быть готов к защите своей семьи, но это не означает, что следует с кулаками бросаться на каждого, кто подрезал твой автомобиль или отвечать грубой бранью на шутку в твой адрес в ресторане.

Неумение слушать и понимать другого, нежелание его слушать тоже провоцирует насилие. То есть, на самом деле, есть очень много причин, которые толкают нас к опасным ситуациям. Вообще, любая причина, как это ни горько будет звучать, связана с человеческой глупостью. Она проявляется в нежелании думать, в лени, в эгоизме, себялюбии.

– Но ведь судьбы многих людей объективно тяжелы, разве дело только в глупости? Разве прошлое не содержит в себе причин наших сегодняшних проблем?

– Знаете, если рассматривать конкретного человека, то у него найдется свой уникальный перечень прошлых ошибок или неудач, которые привели его к нынешнему состоянию. Но объективно ни одна из них не является основанием для развития виктимности, то есть склонности человека быть жертвой.

Я бы не стал советовать копаться в своем прошлом и вспомнить разные неприятности или особенности той среды, в которой мы жили. Потому что обычно это – поиск оправдания самого себя, а не поиск необходимого лекарства.

Надо жить сейчас, и вы сейчас можете все изменить, и нужно искать возможности для перемен в настоящем! Нечего на прошлое пенять, коли рожа крива.

Прошлое обычно – очень хорошее оправдание, нужное для того, чтобы ничего не менять в настоящем. У каждого из нас в прошлом были какие-то моменты, на которые мы можем сейчас все списывать, было бы только желание пристегнуть нынешнюю какую-то кризисную ситуацию к этому прошлому. У кого-то не было отца, кого-то побили в школе, кого-то не оценили по достоинству на работе, кого-то родители в храм не привели или еще у кого-то что-то.

Но при этом нельзя сказать, что все, у кого не было отца, или все, у кого в школе плохо складывались отношения с одноклассниками, в течение жизни остаются жертвами, это не правда! Все это только лукавые отговорки, которые появляются потому, что проще в прошлом искать причины, чем в настоящем работать над собой.

– Очень часто можно слышать о связи низкой самооценки и возможностью стать жертвой. Многие психологи говорят, что у людей, имеющих низкую самооценку, значительно больше шансов стать жертвой.

Да, такая связь действительно часто встречается, но и она не является единственным ответом на вопрос. Давайте вспомним, часто ли преподобные, у которых не было высокой самооценки, но зато было самоуничежение, становились жертвами? Нет, редко. Значит связь в другом.

Дело в том, что у нас напрочь перепутали понятия самооценки и самомнения о себе.

Такое впечатление, что для психологов это одно и тоже. Так вот, самомнение – это мнение человека о себе. В наш век повсеместной гордости с этим обычно нет проблем. Все мы себя считаем достойными, хорошими, заслуживающими счастья, материального и другого благополучия людьми. Но вот беда – не везет, «не прет», не те люди нам попадаются. Мы от этого страдаем, хотим достигнуть, хотим быть не хуже других, хотим привлечь внимание к себе, хотим привлечь материальные ресурсы, хотим «подняться» над другими. И вот тут мы и подставляем себя под насилие.

Захотела девушка достойного по ее мнению внимания от парней, оделась откровенно – насилие.

Женщина во время ссоры с мужем промолчать не захотела, подлила «масла в огонь» – насилие.

Вышла замуж за человека который пьет, но может обеспечить достойно по ее завышенным меркам насилие.

Решил молодой человек занять место другого, которое, по его мнению, его по праву – насилие.

А сколько насилия из-за денег, власти, желания утвердиться… И все это от нашей гордости, попытки внешним заместить внутреннюю пустоту, попытаться ВЫГЛЯДЕТЬ лучше, лучше КАЗАТЬСЯ, а не быть.

А вот с самооценкой все по-другому. Самооценка – оценка себя. Трезвая, разумная, объективная. А если так посмотреть, то каждый человек увидит, что он внутри пуст, что по-настоящему ему гордится нечем, что он не может выполнить ни одной заповеди, что он не может дружить, любить, что он ленив, не отзывчив на чужую боль, не объективен и не логичен. А то, что вокруг него, – это просто мыльный пузырь его образа, а не он сам.

И вот, если человек реально посмотрит на себя, поймет, что он дожжен работать над своей душой, а не привлекать внимание, не делать попыток дальнейшего надувания своего иллюзорного «Я», ЧТО ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ ИСТИННЫМ, расти по-настоящему, а не в своих глазах и глазах знакомых, то ситуаций насилия с ним будет гораздо меньше. Потому что он ради подтверждения иллюзий не будет рисковать собой и провоцировать опасные ситуации, а будет смиренно, тихо, разумно работать над собой.

Конечно иногда и по-настоящему наполненные люди попадают в ситуации насилия. Но это бывает значительно реже и переживается потом гораздо легче.

Именно об этой работе и говорит христианство две тысячи лет. Оно говорит, что нельзя попадать в рабство от своего вымышленного образа, внушенной себе собственной значимости. Именно христианское понимание жизни страхует от суетных желаний, работа над душой уменьшает гордость, которые и приводят жертву во многих случаях к насилию.

– Если нет универсальных причин для подверженности насилию, то как же человеку осознать, что в его жизни есть эта проблема? Как ему узнать, что он склонен стать жертвой?

– Если у него встает такой вопрос, значит, он уже так именно себя идентифицирует и проблема есть.

– Какую практическую работу, какие, может быть небольшие, шаги надо начать делать, чтобы перестать быть жертвой и стать уверенным в себе человеком? Вы не могли бы определить самые насущные изменения в повседневной жизни, которые могли бы помочь? С какими людьми следует общаться, какие книги читать? Какие фильмы следует посмотреть, следует ли заниматься физическими упражнениями или обратить внимание на определенные хобби? Как следует одеваться? Что делать, если беспричинно начинаешь чувствовать себя виноватым? Какие мысленные установки, может быть, следует начать в себе вырабатывать? Как общаться с людьми, которые пытаются применить к тебе моральное или физическое насилие? Как избавиться от воспоминаний?

– Все эти вопросы очень хорошие, и действительно на них я мог бы ответить, но только в каком-либо конкретном случае. Эти вопросы сравнимы с вопросом о том, какие обои следует поклеить в доме, и какую облицовочную плитку выбрать для кухни, но если весь дом пока существует только в проекте, то работу над ним следует начинать вообще-то с рытья котлована и основания фундамента. С понимания того, зачем этот дом вообще строится. Одно дело, если мы делаем сарай, чтобы по-свински в нем жить, другое дело, если мы делаем дворец, третье – деревенский дом, чтобы пребывать в нем в гармонии с природой. Так же и для каждого человека ответы на вопросы о том, куда ему следует меняться и как, зависят от того, как он отвечает на фундаментальный вопрос о смысле своей жизни в первую очередь. Для чего эти все перемены нужны?

Но подобный ответ возможен только в том случае, если мы понимаем, что мы в эту жизнь пришли, чтобы до последнего своего вздоха воспитывать свою душу. А не для того, чтобы жить гламурно и шоколадно, как некоторые сейчас считают. Если девочка хочет жить «красиво», то она находит такого мальчика, который, в первую очередь, способен материально обеспечить ей эту желанную «красоту» ее жизни. Но при этом, если этот мальчик не отличается ни интеллектом, ни умом вообще, то он может позволить себе постоянно оскорблять ее и издеваться над ней, ведь у неё, по ее собственным представлениям, кроме «красивой» жизни, создаваемой этим мальчиком, ничего и нет. И она тогда вынужденно смиряется перед насилием, но смиряется по-рабски, с отвращением, с глубокой ненавистью к себе и своему мальчику.

А вот из истории мы знаем, что многие из тех, кто становился рабом в буквальном смысле, умели сохранять свою свободу! Известно, что те же монголы угоняли массу русских христиан, как тогда говорилось, «в полон», продавали их потом в рабство в Херсонесе. Но те христиане воспринимали это рабство – как насилие только над телом, но не насилие над душой, ведь душа христианина уже добровольная рабыня с момента крещения, но не рабыня других людей или вещей, а самого Бога. Если человек духовен, если в нем есть такой стержень, то этот стержень сломать нельзя. Если духовная жизнь человека направлена на обретение ценностей более значимых, чем вещи, чем богатство и слава, то его нельзя сломать. Другое дело, если человек живет только для того, чтобы жрать, пить, веселиться, гулять и чтобы все им восхищались. Тогда даже незначительное проявление насилия по отношению к нему, например, грубое слово, причиняет ему ужасную боль, потому что немедленно разрушает его ценности, снижает его самооценку.

Поэтому, чтобы снизить свою подверженность насилию, в первую очередь нужно заложить качественный фундамент собственной жизни, причем сделать это может каждый человек в любом возрасте. Нужно поставить перед собой вопросы о смысле жизни и методах их достижения, и честно ответить на них. Кто я? Зачем я здесь? Куда я иду? В чем смысл моего движения по этой жизни? Что я хочу достичь? Если человек правильно отвечает себе на эти вопросы, тогда уже он может выстраивать свою жизнь в деталях, тогда он определяет свое отношение к физическим упражнениям, выбирает себе хобби, определяет свои предпочтения в кино, в искусстве. Автоматически он понимает и то, с какими людьми он хотел бы и не хотел бы общаться, как следует одеваться, что делать, если беспричинно начинаешь чувствовать себя виноватым, какие мысленные установки следует вырабатывать в себе, и так далее. На все вопросы об устройстве жизни сразу чудесным образом появляются ответы! И как избавиться от тяжелых воспоминаний, и как может помочь вера, и как общаться с людьми, которые по твоим собственным ощущениям пытаются применить против тебя моральное или физическое насилие – все это становится понятным, очевидным. И чаще всего психолог становится не нужным для поиска ответов на эти частные вопросы тогда, когда смысл жизни тобой обретен.

© Vetkaivi.ru

Контакты автора: кризисный психолог Михаил Хасьминский

( 3 голоса: 3.67 из 5 )
Кризисный психолог Михаил Хасьминский
Кризисный психолог Михаил Хасьминский

Читать отзывы

Версия для печати



Смотрите также по этой теме:
«Лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас» (Кризисный психолог Марина Берковская)
Преодоление виктимности – через заботу о себе и других (Марина Ивашкина, кандидат психологических наук)
Человек в беде становится либо гораздо лучше, либо гораздо хуже (Андрей Кочергин)
Чтобы иметь чувство достоинства, нужно иметь само достоинство (Протоиерей Игорь Гагарин)
Пистолет как оружие против виктимности (Полковник милиции Михаил Маков)
Не теряйте веры в людей! (Сергей Ениколопов, кандидат психологических наук)
Психотип жертвы (Ирина Мошкова, кандидат психологических наук)

Самое важное

Лучшее новое

диагностический курс

© «Ветка ивы». 2008-2018. Группа сайтов «Пережить.ру».
При воспроизведении материала обязательна гиперссылка на vetkaivi.ru
Редакция — info(гав)vetkaivi.ru.     Разработка сайта: zimovka.ru.     Вёрстка: www.rusimages.ru