Насилие над ребенком

О насилии в семьях над усыновленными детьми

Бесспорен тот факт, что появление усыновленного ребенка в семье приводит к существенным изменениям в ее статусе и динамике развития, к перестраиванию этапов ее жизнедеятельности и усложнению межличностных связей, отношений. Эти обстоятельства требуют продуманной системы мер по подготовке будущих родителей к реализации в естественных условиях семейного воспитания своих новых обязанностей.

Как показывает собственный опыт работы с семьями данной категории, отсутствие подготовки потенциальных родителей к выполнению новой роли, знаний особенностей развития воспитанников государственных учреждений, приводит к появлению проблем в замещающей семье, с которыми приемные родители справиться без помощи специалистов не способны.

При этом следует отметить, что российские усыновители, в своем большинстве, являются сторонниками закрытого усыновления, т.е. они скрывают факт принятия ребенка как от окружающих, так и от самого малыша. Известны случаи, когда усыновители имитировали беременность не только для соседей, друзей, но и для своих ближайших родственников.

В том случае, если скрыть данный факт не представляется возможным, например, в планы приемных родителей не входит усыновление грудного младенца, то тема разговора об отсутствии между ними и их ребенком биологической связи, становится просто запретной.

Страх перед раскрытием тайны усыновления, в свою очередь, заставляет замещающих родителей находиться в постоянном напряжении. Что в свою очередь, во-первых, приводит к ограничению общения с ближайшими родственниками, друзьями, соседями; во-вторых, постоянная фиксация внимания на данной проблеме не позволяет им качественно выполнять свои родительские функции, выстраивать должным образом отношения с усыновленным ребенком. И, в-третьих, в случае раскрытия факта усыновления, с чем нередко сталкиваются замещающие родители, особенно в небольших городах, они оказываются неспособными помочь себе, ребенку справиться с кризисной ситуацией.

Большинство усыновителей становятся заложниками ряда мифов, бытующих в российском обществе, имеющих выраженную полярность:

1)   Мифы, касающиеся детей-сирот:

а)  дети-сироты — это хорошие, замечательные детишки, которые вырастут и будут благодарны своим приемным родителям за их любовь и заботу или только за то, что они приняли их в свою семью.

Данное убеждение, зачастую, приводит к нарушению детско-родительских отношений, так как, например, непослушание ребенка воспринимается как личная обида, как неуважение родителя и порой, приводит к ощущению у усыновителей отсутствия взаимопонимания с ребенком.

Семья В. Супружеская пара 28 и 35 лет приняла решение усыновить ребенка, поддавшись влиянию средств массовой информации. Они прочли в местной газете и просмотрели по телевидению душещипательный сюжет о девочке 5 лет, родители которой лишились прав на троих детей, в том числе и на нее. Проникнувшись к ребенку сочувствием, они обратились с конкретной просьбой в соответствующие органы, и активно принялись оформлять необходимые документы, при этом регулярно навещая ребенка. В скором времени девочка уже жила в новой семье. Первое время ребенок радовал приемных родителей, так как постоянно восторгался новыми игрушками, вещами, пищей и т.п. Усыновители определили девочку в класс бальных танцев, пригласили репетитора для занятия иностранным языком, активно начали готовить ребенка к школе, желая побыстрее наверстать упущенное в биологической семье. Однако, через некоторое время у ребенка начал пропадать интерес к данным видам деятельности: ей все больше и больше хотелось уединиться в своей комнате со своими куклами. Но приемные родители не разделяли интереса ребенка, считая, что игры — просто пустая трата времени. Вскоре ребенок реагировал на появление репетитора плачем и попытками скрыться в укромном месте, родители в свою очередь, насильно выводили из комнаты девочку и, угрожая физическим наказанием, заставляли начать занятие.

В школу ребенок пошел со стойким нежеланием учиться. Успеваемость была низкой — наказания приемных родителей усиливались. Первую попытку побега из дома девочка совершила в 10 лет. После третьего побега родители ребенка решились обратиться за помощью к специалистам, надеясь, что они помогут наладить отношения с приемной дочерью.

б)  наследственные характеристики ребенка нельзя исправить и чтобы ты для него ни делал, он все равно пойдет по стопам своих биологических родителей.

Как правило, к такому мнению приемные родители приходят в результате несоответствия ожиданий, требований предъявляемых к ребенку и реальных возможностей усыновленного.

Семья У. Для сорокалетних усыновителей мотивом для принятия данного решения стали медицинские показатели невозможности рождения биологического ребенка. Они усыновили 3-х летнего мальчика, от которого незамужняя мать отказалась еще в родильном доме.

В процессе совместной жизни замещающие родители использовали попустительский стиль воспитания с регулярным декларированием запретов. Неудачи ребенка в школьном обучении воспринимались как предвзятое отношение педагогов. Нежелание приемного сына учиться — связывали с повышенной утомляемостью из-за завышенных требований учителей и болезненностью мальчика. Учреждений дополнительного образования ребенок не посещал.

Из-за постоянной занятости на работе родители мало уделяли ребенку внимания, в основном забота сводилась к удовлетворению основных потребностей. Практически мальчик был предоставлен сам себе и свободное время проводил на улице с друзьями.

К 14 годам подросток окончательно потерял интерес к школе и родителям стоило не малых трудов заставить его закончить школу. При этом Валентин уже употреблял спиртное и не проявлял желания ни продолжить образование, ни найти какую-либо работу.

2)   Мифы, отражающие мнение общественности:

а) люди, принявшие чужого ребенка в семью — это святые люди, которые необычайно добры и в отношении ребенка творят чудеса самопожертвования.

Как показывает опыт работы с семьями усыновителей, данное мнение не дает возможности последним обратиться за помощью к специалистам. Они опасаются осуждения за их непонимание или же, порой, неприятие ребенка за его негативные поступки. Усыновители стараются или скрывать проблемы, возникающие в семье во взаимоотношениях с ребенком, или всю вину перекладывают на приемного сына или дочь.

Супруги Ф., потеряв надежду родить ребенка, приняли решение усыновить малыша, так как считали, что полноценной может быть только семья, имеющая наследника. Они мечтали о том, какой у них будет прекрасный мальчик: умный, красивый, светловолосый, послушный, как им всем троим будет хорошо вместе проводить свободное время, как сын будет их радовать в дальнейшем успехами в школе, как он будет перенимать у родителей умения (в данном случае отец был умельцем самостоятельно мастерить мебель для дома), как родители будут заботиться о ребенке: у него будут самые лучшие игрушки, одежда, питание, педагоги и т.д. и т.п. Занимаясь оформлением документов, они познакомились с предложенным для усыновления мальчиком. Малыш им сразу понравился, именно таким они его и представляли, однако их смущала излишняя активность ребенка, но потенциальные родители относили это к проявлению огромной радости ребенка оттого, что у него появились мама и папа.

Поведение ребенка в домашних условиях по истечении времени практически не изменилось, он также бурно на все реагировал, кричал, беспричинно, по их мнению, мог плакать и т.п. Усыновителей такое поведение приемного сына очень огорчало и раздражало.

Со слов замещающих родителей, первое физическое наказание приемные родители применили через три месяца после усыновления. Однако данная мера воздействия на поведение ребенка не возымела ожидаемого результата, и «наказание

ремнем» стало основным методом воспитания. Регулярное появление на теле мальчика кровоподтеков усыновители объясняли повышенной активностью ребенка и обвиняли его в излишней подвижности.

Особо следует отметить случаи, когда приемные родители сталкиваются с неожиданной и в какой-то мере трагичной для них ситуацией, связанной с усыновлением ребенка, впоследствии оказавшимся умственно отсталым. В моей практике работы с приемными семьями такие случаи не единичны. Конечно, по российскому законодательству они имеют право отменить акт усыновления через суд, так как, во-первых, в их планы не входило принять на воспитание больного ребенка и, во-вторых, ошибка в постановке истинного диагноза ребенку медиками учреждения, в котором он находился ранее и интерпретированного ими как задержка в развитии, учитывается законодательством РФ и дает возможность усыновителям отказаться от этого ребенка. Однако, люди, подвергшиеся воздействию мифа данной категории, не способны, как правило, на такой шаг и усыновленный ребенок остается в семье.

Но хорошо ли ему с приемными родителями, становится ли он счастливым, обретая семью? Радуются ли новоиспеченные родители, приняв ребенка с особыми нуждами под свое крыло? Нет и еще раз нет.

Столкнувшись с данной проблемой, взрослые люди чувствуют себя обманутыми, они жалеют о своем поступке, но вынуждены, боясь осуждения общественности, сосуществовать с этим ребенком. Все свои обиды за неоправданные надежды, осложнившиеся отношения внутри семьи они вымещают на ребенке, хотя, как правило, для окружающих усердно демонстрируют заботу и любовь к малышу.

Как правило, насилие в отношение такого ребенка имеет широкий спектр: от физического (побои, пинки, подзатыльники, ограничение в пище и т.п.) до психологического (оскорбления, отсутствие тепла со стороны взрослых, нежелание развивать ребенка и т.п.).

Исходя из личного опыта работы с семьями, оказавшимися в данной ситуации, следует особо подчеркнуть, важность, необходимость и сложность оказания помощи усыновителям и приемному ребенку.

б) люди, воспитывающие неродного ребенка, имеют некоторую ущербность, искренне относиться к неродному ребенку не могут, соответственно, преследуют злой умысел, усыновив малыша.

Семья У. Пятилетнего Колю супруги усыновили за год до расселения многоквартирного дома и, соответственно, получения квартиры улучшенной планировки. Факт принятия ребенка в семью скрыть данной супружеской паре не удалось в силу возраста ребенка. Соседи растолковали нежелание усыновителей поделиться фактами из прошлой жизни ребенка и резкие замечания по поводу неуместного вторжения знакомых в их личную жизнь как попытку скрыть новоиспеченными родителями истинную причину усыновления ребенка, и посчитали, что данные супруги решили увеличить свою жилплощадь, приняв малыша в свою семью.

Одни соседи приносили для Коли фрукты, ягоды, конфеты. Другие — при встрече с приемными родителями начинали их расспрашивать, как он себя чувствует, хорошо ли кушает, много ли они с ним гуляют и т.п. Усыновителей данная назойливая забота очень раздражала. Они стали запрещать ребенку разговаривать с соседями, играть во дворе с детьми, и всячески старались ограничить ребенка в общении с ближайшим окружением.

Все перечисленные примеры можно отнести к жестокому обращению с детьми, которое мы пониманием как любые умышленные действия или бездействия приемных родителей, от которых ребенок находится в зависимости, наносящие ущерб его физическому или психологическому здоровью, нарушающие развитие личности ребенка.

Как показывает опыт работы с семьями усыновителей, насилие, применяемое приемными родителями в отношении детей, не зависит от уровня образования замещающих родителей. В то же время, насилие над детьми не может рассматриваться как следствие психической патологии или морально-этической неразвитости конкретного взрослого. Это социально психологическое явление, отражающее особенности положения, занимаемого ребенком в обществе. Исторически сложилось так, что и в семье, и в обществе ребенок находится в зависимом положении, а его поведение полностью контролируется взрослыми. Очень часто ребенок оказывается для взрослых удобным или единственно возможным объектом для демонстрации своей власти и контроля.

Насилие по отношению к ребенку имеет место во всех слоях населения. На происхождение насилия не влияет ни социальный статус, ни экономическое положение, ни образование приемных родителей, хотя и это имеет немаловажное значение.

Известно, что некоторые особенности родительского поведения передаются из поколения в поколение: многие родители, жестоко обращающиеся со своими детьми, в детстве сами были жертвами насилия.

Насилие не исчерпывается травмами и теми последствиями, которые они несут для здоровья ребенка. Большинство исследователей согласны с тем, что перенесенное в детстве насилие (особенно систематически повторяющееся) не проходит даром для физического, социального и психологического развития ребенка и имеет серьезные долгосрочные последствия.

Многие деформации психологического плана у приемных детей являются следствием насилия, которому они подвергались в семье или вне ее. Так, например, если усыновителями не учитываются основные физические и психологические потребности ребенка, то процесс его взросления нарушается и приводит к необратимым последствиям.

В связи с этим, можно выделить наиболее важные потребности детей:

•        физические потребности: убежище и защита; еда и вода; тепло и одежда; уход и гигиена; подвижность (активность) и отдых; солнце и свежий воздух; игровое пространство; предупреждение и лечение заболеваний; развитие самозаботы и самобезопасности;

•        психологические потребности: ласка и объятия; контакты, товарищеское отношение и разговоры; продолжение индивидуальной заботы; чувство безопасности в той семье, в которой находишься; естественное окружение в обыденной жизни; новый опыт; чувство самозначимости и самоценности; похвалы и одобрение; контроль и знание норм поведения.

С возрастом ребенка возрастают и его потребности:

•        возможность получения знаний из своего опыта и ошибок;

•        возрастание независимости в личных, социальных и финансовых делах;

•        возможность отвечать за свое поведение.

Для полноценного развития дети нуждаются в удовлетворении этих потребностей, в защите от внешних воздействий и болезней, в чувстве безопасности, в социальных связях, в духовном и физическом уважении, в стимулах, в свободных и содействующих развитию личности играх, в помощи по созданию собственной Я-концепции, а также семейной и культурной идентичности.

Недостаток в удовлетворении основных потребностей ребенка может включать:

1)       отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежда, жилья, образования, медицинской помощи (включая отказ от лечения ребенка);

2)    отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок подвергается риску быть жертвой несчастного случая, нанесения повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.

Исходя из выделенных потребностей ребенка, можно выявить следующие формы насильственного действия, как правило, они различны и типичны для разных возрастных групп детей.

Насилие над младенцами и маленькими детьми (до 3-х лет) может выражаться преимущественно в виде травм от тряски (кровоизлияние в мозг, в глазное яблоко), бросания и удара головой (переломы, гематомы и пр.), ожогов от сигарет, горячих жидкостей, попытках удушения, отравления.

Насилие над детьми от 3 до 18 лет выражается преимущественно в виде ударов предметами, удушения, порезов, ожогов, укусов, специфических следов ремня.

Чем младше дети, тем реже насилие является выражением коммуникации (например, побои как штраф за непослушание), но тем чаще это выражение беспомощности и ярости (например, побои, чтобы заставить замолчать кричащего младенца).

Каковы же общие причины физического насилия?

Сосуществование поколений само по себе конфликтно не только в общепринятом смысле конфликта «отцов и детей», но и конфликта между ожиданиями и действительностью. Это принципиальный конфликт и протекает он часто неосознанно. Складывается он на фоне жизненного опыта родителей, их реальной жизненной ситуации, культурных потребностей. В ребенке сосредоточены надежды и ожидания родителей, также как и страх, сможет ли ребенок реализовать желаемое. Родители зачастую даже не подозревают о том, что у ребенка могут быть свои желания и возможности, не отвечающие требованиям родителей. Чтобы не допустить конфликт, родители должны искать баланс между своими собственными желаниями и желаниями ребенка.

Приемные родители, которые жестоко обращаются с детьми, не могут найти этот баланс. Они не могут осознать, что в то время как они сами себя ощущают субъектом в отношениях с ребенком, для ребенка они являются в такой же мере объектом. Насилие в таком случае — попытка избежать требований этого баланса, на первое место выходят желания и потребности ребенка.

Взрослый, совершающий насилие над ребенком, «бьет» то, что его больше всего беспокоит, что он хочет подавить и уничтожить: живость ребенка, его потребность в общении, ласке, заботе, его желания и волю.

Внутренним фоном могут служить собственные детские переживания, когда такие же потребности взрослого в детстве подавлялись силой.

Таким образом, побои со стороны родителей это не что иное, как беспомощные попытки способствовать реализации своих собственных детских притязаний. А так как многие из тех родителей, которые подвергают своих детей избиению, сами были в детстве жертвами подобного отношения со стороны своих родителей, избиение собственного ребенка является стремлением избежать нового переживания. В таком случае часто можно слышать фразу: «Мне побои не вредили!», тем самым они защищаются от воспоминаний, связанных с болью и унижением. Насилие превращается в своего рода закодированный подсознательный аффект.

Психическое насилие, в свою очередь, можно разделить на 2 части, это:

1)       морально-психическое насилие, когда тот из членов семьи, который имеет возможность определять поведение других членов семьи, препятствует своим домочадцам общаться с теми людьми, с которыми они хотят встречаться;

2)    эмоционально-психическое насилие, насмешки, оскорбления, унижающие сравнения и т.д., в результате чего нарушается психологическая атмосфера семьи, которая воздействует на психосоматическое здоровье ребенка.

Одна из наиболее разрушительных форм психического (эмоционального) насилия — эмоциональное отвержение, для которого характерны манипуляторская позиция приемного родителя, настроенного на «улучшение», «ломку» врожденного типа реагирования, неприятие индивидуальных особенностей ребенка, жесткий контроль и регламентация его жизни, холодность по отношению к ребенку, оставление без моральной и психологической поддержки (эмоциональная депривация). Другой вариант (симбиоз) — гиперсоциализирующее воспитание. Он характеризуется тревожно-мнительной концентрацией родителей(я) на успехах и достижениях ребенка, причем его реальные психофизиологические возможности недооцениваются или вовсе не учитываются.

Таким образом, очевидно, что психическое насилие, к которому в настоящее время относят неадекватные родительские установки (эмоциональная депривация и симбиоз), унижения, угрозы, все то, что разрушает отношения привязанности и любви в семье, является и причиной его применения.

Как показывает опыт сопровождения семей усыновителей, где дети подвергались различным формам насилия, тщательный отбор и предварительная подготовка потенциальных родителей, в большинстве случаев могла бы способствовать предотвращению нарушения внутрисемейных отношений.

В качестве рекомендаций для приемных родителей могут выступать следующие правила:

1. Уделяйте постоянное, регулярное, целенаправленное внимание своему приемному ребенку. Общаясь с ним, старайтесь находиться на его уровне, чтобы ему не приходилось смотреть на вас снизу вверх. Разговаривая с маленьким ребенком, чаще приседайте перед ним, чтобы общение происходило «глаза в глаза».

2.        Чаще используйте его имя в общении с ним. Это помогает воспитывать в
нем чувство собственного достоинства: ребенок начинает осознавать себя значимой
личностью.

3.        Покажите, что вы признаете и уважаете личное физическое и эмоциональное пространство теперь своего ребенка, его права и чувства. Дайте понять, что у вас есть собственное личное пространство, это поможет ребенку определить границы своего.

4.        Старайтесь различать личность ребенка и его поведение. Всегда помните, что нет плохих детей, а есть неприемлемое поведение.

5.        В общении с ребенком не допускайте сравнений его со сверстниками, так как дети, какое-то время воспитывающиеся в государственных учреждениях, испытывают неуверенность в себе, чувство заброшенности и ненужности, очень ревниво и болезненно реагируют, если при них хвалят других, воспринимают похвалу другому как проявление нелюбви к нему самому.

6.        Если вы вербально и эмоционально отреагировали на положительные проявления ребенка, а негативные проявления в его поведении все же повторяются, то ваша реакция должна быть достаточно нейтральной и даже без эмоциональной.

7.        Помогите детям сформировать самооценку, чтобы они в дальнейшем не попадали в зависимость от взрослых. Это им необходимо для самоутверждения и укрепления веры в себя.

8.        Не делайте за детей то, что они могут сделать сами. Почти все, что мы говорим и делаем в общении с детьми, в конечном счете, должно поддерживать внутренние возможности самого ребенка. Надо стараться создать для него благоприятные условия, позволяющие ему добиться успеха.

9.        Старайтесь предвидеть возможные сложности и помогайте детям избежать их. В процессе деятельности подбадривайте ребенка и подкрепляйте его действия похвалой, чтобы он достиг цели. Лучше сразу провести ребенка через успех, чем реагировать потом на его неудачи и рассчитывать, что он научится на собственных ошибках.

10.   Большинство детей испытывает трудности в ощущении времени, если нужно перейти от одного вида деятельности к другому.

11.   Маленькие дети, как правило, не любят делиться своими игрушками. Но на самом деле это нормальное поведение детей дошкольного возраста. Не заставляйте ребенка делиться игрушками и не осуждайте, если он этого не делает. Надо постараться, чтобы он научился этому в результате собственного положительного выбора, осознав, что вдвоем, втроем и т. д. играть интереснее, чем одному.

12.   Потребность поплакать — естественная потребность человека. Часто дети
плачут, чтобы освободиться от гнева или боли.

13.   Старайтесь чаще ставить ребенка в ситуацию выбора. Он должен иметь право самостоятельно делать выбор и принимать решения настолько часто, насколько это возможно.

14.   Не давайте обещаний, которые не можете выполнить. Каждый раз держите данное слово.

15. Очень важно в общении с маленькими детьми использовать механизм «отраженного слушания». Он помогает найти истинные мотивы поведения ребенка и понять его чувства, причем это важно как для взрослого, так и для самого ребенка.

16.  Прокомментируйте то, что, на ваш взгляд, ребенок говорит, делает или, может быть, чувствует. Эта техника, как и техника отраженного слушания, направлена на подтверждение действий и чувств ребенка и помогает ему осознать, что он действительно хочет.

17.  Чтобы придать силу чувствам ребенка и дать понять, что его переживания значимы для вас, старайтесь его поведение выразить словами.

18.  Никогда не отказываетесь от помощи специалистов.

Лично от себя хотелось бы пожелать замещающим родителям: помните, что теперь это только Ваш ребенок, которому нужны Вы и который так же необходим Вам, самое главное — Вы вместе.

( 3 голоса: 5 из 5 )
Ж.А. Захарова, социальный работник
Ж.А. Захарова, социальный работник

«Предотвращение насилия в семье». (опыт регионов). Москва 2005

Читать отзывы

Версия для печати



Смотрите также по этой теме:
Ребенку – о насилии в семье
Дети из семей, в которых практикуется насилие (Информация Национального Центра по проблеме жестокого обращения с ребенком и отсутствия заботы о ребенке, США.)
Чтобы дети избежали беды
Основы личной безопасности для дошкольников (Пола Статмен )
Как уберечь ребенка от насилия? (1) (Богачева О., Дубягин Ю. )
Как уберечь ребенка от насилия? (2) ( Богачева О., Дубягин Ю. )
Как отличить наказание от насилия (Психолог Светлана Швецова)
Научите ребенка разговаривать с незнакомыми! (Филимонов Михаил)
Базовый инстинкт или Как подготовить детей к критической ситуации (Иван Охлобыстин)
Родителям – о насилии над ребенком

Самое важное

Лучшее новое

диагностический курс

© «Ветка ивы». 2008-2018. Группа сайтов «Пережить.ру».
При воспроизведении материала обязательна гиперссылка на vetkaivi.ru
Редакция — info(гав)vetkaivi.ru.     Разработка сайта: zimovka.ru.     Вёрстка: www.rusimages.ru