«За что мне это?»

Травма может сделать вас сильнее

– Многих жертв насилия мучают вопросы: «За что мне это?», «Почему это случилось именно со мной?» Как найти ответ на эти вопросы? Действительно ли с жертвами насилия что-то не так?

– Я склонен большую часть причинности видеть в жизни человека. Может быть, это не очень близкий пример, но однажды ко мне обратился молодой мужчина, переживший две тяжелейшие автокатастрофы, в которых он остался совершенно цел физически. Обе машины, в которых он ехал, разбились всмятку, не подлежали восстановлению. Второй такой случай его поразил, как гром среди ясного неба, он пришел ко мне просто в шоке. И, в конце концов, выяснилось, что неосознанно он искал смерти. Он сам довел себя до такого состояния личности, в котором невольно выбирал самые экстремальные формы жизни. Причем, поскольку его профессия никак не связана с экстремальными ситуациями: он не спасатель, не летчик, не военный, а вполне мирный человек, тем более контрастно на общем фоне его жизни выделялось происходившее с ним.

Этот случай указывает на то, что иногда мы носим в себе причины наших случайностей. Часто неосознаваемый риск оказывается самонаказанием, причины которого самому человеку могут быть поначалу неизвестны. Только духовный подвиг осознания и покаяния может открыть скрытую причинность. Это первый аспект.

Второй аспект заключается в том, что могут существовать надличностные причины духовно-психологического характера. Они могут быть связаны с семьей, с родом, с историей народа, с событиями, которые имели место в прошлом и без нашего участия. Например, некоторые психологи, философы и даже богословы считают, что события, которые с нами происходят, могут быть связаны с судьбами и поступками наших дедов и прадедов; что есть некая «расплата» внуков за поступки своих дедов. А поскольку мы, живущие на пространстве бывшего СССР, имеем дело с массовыми и совершенно чудовищными преступлениями, такими как геноцид, война, расстрелы, убийства, предательства, то можно представить себе, какое большое количество семей страдает за поступки своих предков.

И вот с человеком случается такое, что с его личной жизнью никак, возможно, не связано. В этой закономерности нельзя установить научных причинностей, нельзя говорить о законе. Но об этом пишут, об этом говорят, есть такое понятие как «синдром предков». В некоторых случаях находят числовую, календарную, феноменальную закономерность в событиях, которые с нами происходят. И тогда это не просто «рука судьбы», это не просто случайности.

Но, если посмотреть еще выше, с христианской точки зрения, тут мы можем сказать, что Бог попускает людям пережить то или иное событие. На это событие была Его воля. Почему – не знаем. Верующий человек предан этой воле, уважает ее. Он примет любое испытание, сказав: «Да, вероятно, это Богу было угодно».

Что это приносит? Облегчение? Только отчасти. Верующему тоже больно. Но боль легче переносить, если в ней видеть смысл. А если смысла нет, тогда бессмысленность страдания убивает хуже самого насилия.

– На что человеку следует обратить внимание? О чем задуматься, чтобы его перестали мучить вопросы о смысле случившейся с ним трагедии?

– Я не знаю, как помочь человеку, который не хочет или не способен умом подняться НАД непосредственной тканью событий. Нужно поверить в то, что в жизни есть не только горизонтальные связи, но есть еще и вертикальные, и что если подняться над землей и посмотреть на свою жизнь сверху, то иначе представляется картина бытия.

Психология имеет возможности помочь человеку увидеть события с другой стороны. Я думаю, что такому человеку полезно было бы встретиться с людьми, не участвующими в этой трагедии, в этом событии, и рассказать им о том, что с ним произошло. Это поможет ему увидеть себя с другой стороны, глазами других людей. Ему открывается другой смысл, а также другой масштаб произошедшего. Как говорят – «эффект зумирования», как в фотоаппарате: можно зрительно отодвинуться от предмета, от лица, от события, посмотреть в большем масштабе.

Полезно было бы просто познакомиться с тем, как подобное происходило с другими людьми. Эгоцентрик думает, что то, что с ним произошло, больше ни с кем не происходило. А реалист знает, что испытания, и насилие в частности, происходят с людьми сплошь и рядом. Несомненно, что XX-й век, теперь XXI-й, по количеству преступлений превосходят все остальные века. Если говорить о жестокости Средневековья, то наш мир более жестокий. Это статистика. И, когда мы читаем о судьбах других людей, то увидим, как люди испытывали насилие и как успешно выходили из подобных ситуаций. Как они переживали их, как они относились к ним, как молились. И нам это открывает новые и новые возможности, делает нас свободнее, стало быть, помогает нашему исцелению.

– В этом вопросе «за что мне это» есть такой подтекст: «Почему это случилось не с другими, а со мной, почему я такой несчастный, что я – не нормальный, неудачник, невезучий?» Что можно сказать об этом?

– Здесь, мне кажется, уже начинается ложь. Потому что та трагедия, которая со мной произошла, не есть неудача, не есть невезение. Если человек сразу говорит себе: «Я неудачник. То, что со мной случилось, – это неудача», тогда он не увидит результата, который может быть ему полезен.

Глупцу кажется, что любые его неприятности – одно только невезение, одна неудача. Умный человек из всего извлекает духовную, а иногда и материальную пользу.

Помните, фильм с Пьером Ришаром «Невезучие», когда герои благодаря цепи «неудач» встречаются, обретая тем самым свою любовь? В жизни, на самом деле, очень много таких историй, когда последовательность страшных событий вдруг приводит нас к какому-то чрезвычайному ценному результату, к обретению чего-то.

Правда начинается с переосмысления своего отношения к событию. Произошедшее – это не невезение, не неудача, не катастрофа, а это урок, который дал тебе Господь. Это встреча, которую Он готовит, это что-то важное, что Господь для тебя сделал. И может быть, с тобой случилось что-то, что отнимает у тебя возможность попасть в худшую ду. Если человек с доверием относится к своему будущему и видит в жизни смысл, разумность, то в этом рассуждении есть резон.

Один мой знакомый очень переживал, что его дочь, спортсменка, которая занималась художественной гимнастикой, повредила ногу, потеряв тем самым возможность соревноваться, ушла из спорта и стала биологом. Она открыла в этом себя, была очень счастлива в своей профессии. Я встречался с ней как раз на биологической станции, видел, сколько в этой женщине радости от своей профессии.

Вот молодой человек сломал ногу – трагедия, он прихрамывает чуть-чуть, но когда его не взяли в армию из-за этого, он вдруг расправил плечи и говорит: «Ага, так это оказывается не трагедия, с этим, оказывается, можно жить».

Другая женщина в детстве сломала ногу и стала поэтом. Она очень страдала и, страдая, она стала заглядывать к себе душу, вглубь и, страдая, она стала искать внутри себя иные ресурсы, и открыла в себе поэтический дар. И так часто происходит, что перерождение человеческой личности, рождение героя, рождение гения, начинается с момента чрезвычайного напряжения. Мы это называем иногда страданием, на самом деле, это пиковое переживание, это вершина, это огромная сила.

Травма обладает невероятной силой ресурса. Травма может быть преображена в ведущую силу личности, таланта, призвания.

© Vetkaivi.ru

Об авторе: Лоргус Андрей, священник, психолог

( 1 голос: 5 из 5 )
Священник, психолог Андрей Лоргус
Священник, психолог Андрей Лоргус

Читать отзывы

Версия для печати



Смотрите также по этой теме:
Правильный вопрос – не «За что?», а «Для чего?» (Кризисный психолог Михаил Хасьминский)
Пережить насилие – не значит быть наказанным Богом (Протоиерей Игорь Гагарин)

Самое важное

Лучшее новое

диагностический курс

© «Ветка ивы». 2008-2018. Группа сайтов «Пережить.ру».
При воспроизведении материала обязательна гиперссылка на vetkaivi.ru
Редакция — info(гав)vetkaivi.ru.     Разработка сайта: zimovka.ru.     Вёрстка: www.rusimages.ru