Последствия изнасилования

Примеры упражнений, используемых в программе процессуальной психотерапии последствий изнасилования

Тема 1. До злоупотребления. Сновидение об изначальном состоянии.

Упражнение 1: Обращение к тому, кем вы были до того, как произошло насилие (злоупотребление).

Упражнение выполняется в паре с помощником,  который ободряет и поддерживает клиента в путешествии в прошлое за новыми открытиями. (Всегда уделяйте внимание обратной связи от клиента).

1) Погрузитесь в себя и проверьте, правильно ли для вас выполнять это упражнение, правильное ли сейчас время, место, человек с которым вы работаете?

2) Представьте себе время до того, как вы когда-либо были подавляемы, унижены, травмированы или подвергались злоупотреблению. Отправьтесь настолько далеко в прошлое, как вам нужно. Для кого-то это может быть период до рождения или до зарождения, или даже многими поколениями раньше. Отыщите то время, когда вы еще не ощущали подавления или злоупотребления (насилия).

3) В своем воображении начните выстраивать эту сцену / ситуацию.  Где вы? Есть ли рядом еще кто-нибудь? Что там (в этом месте) происходит? Что вы видите, слышите, чувствуете, какие запахи вы ощущаете, какие вкусовые ощущения?

4) Посмотрите, можете ли вы сейчас сделать шаг прямо  в этот мир  и вновь ощутить себя в этом пространстве и времени. Разрешите себе по-настоящему быть там и исследуйте с помощью воображения и осознавания все о себе, какой вы есть там. Или, если это слишком трудно, представьте кого-то, кого вы действительно любите, вступающим в это время и пространство, и исследуйте то, кем он или она там являются.

5) С помощью вашего партнера-помощника, позвольте себе заметить и оценить все качества, дары и таланты, которые каким-то образом хотят выразиться через вас (или через тех, кого вы представляли в предыдущем шаге).

6) Заметьте некоторые из этих качеств. Есть ли среди них такие, которые ваше сегодняшнее обыденное Я не признает своими?

7) Выберите одно или два качества/таланта, которых вы стесняетесь, или даже не узнаете в себе. С помощью вашего партнера, поэкспериментируйте в поисках малейших выражений каждого из этих качеств, которые вы могли бы продемонстрировать прямо сейчас, одновременно осознавая и по-детски удивляясь. Попробуйте это выразить!

8) Поразмышляйте о том, как вы могли бы повторять эти малейшие выражения в вашей повседневной жизни  как постоянную практику осознавания.

9) Поделитесь вашими открытиями с несколькими людьми вокруг вас, а затем с большой группой.

 

Упражнение 2. Работа с маской

1.                Закройте глаза и сосредоточьтесь на своем дыхании.

2.                Направленная визуализация (текст зависит от контекста группы). Например:

«Вы попали в старый город на карнавал, но у Вас нет костюма, Вы ищете его, попадаете в магазин, заходите в дверь, вокруг витрины с масками и костюмами. Вы рассматриваете их в поисках свого. Вы видете маски: счастливого ребенка, зверя, тайны, ужаса, жертвы, дочери, коллеги, друга, чтобы выжить, для знакомых, дикую маску. Вы проходите вглубь магазина, видите зеркало – в нем маска самости. Выбираете понравившуюся, выходите из магазина. Возвращение той же дорогой».

3.                Нарисуйте ту маску, в которой больше всего отреагировали чувства, ощущения.

4.                Работа в парах. Один берет маску, закрывает ей лицо и говорит от имени маски. Второй – слушает, дает обратную связь.

5.                Поменяйтесь местами и проделайте п.4

6.               Инсталляция масок (поставьте маски в круг и каждый произнесите 2 главных слова/фразу о ней).

    

 

Тема 2. Миф травмы.

Упражнение 3. Работа в парах.

1) Подумайте о своей жизни. Отправьтесь назад в историю. Подумайте о месте, где присутствовал значимый раздражитель, который изменил вас (с того момента жизнь изменилась). Это может быть школьный опыт, опыт, связанный с родителями, даже опыт (переживание) в утробе. Это – место, с момента пребывания в котором, ваша жизнь изменилась.

2) Напишите об этом насколько возможно подробно. Теперь нарисуйте сцену вашего ранения, замечая все присутствующие фигуры, а также тех, кто не присутствует.

3) Заметьте духовную фигуру – создателя этого мифа, которая могла смотреть на вашу жизнь и, возможно, хотела направить вашу жизнь, создавая эту рану. Расскажите историю этой фигуры, создающей рану, и то, почему она могла хотеть формировать этим опытом вашу жизнь. Каковы её намерения? Позвольте истории проследовать к её естественному выводу.

4)  Как эта история может вам помочь понять ваш образ жизни и жизненный путь? Что она говорит вам о вашей жизни и её смысле?

 

Упражнение 4. Мистическое путешествие в рану.

1. Вернитесь к вашим ранним жизненным ощущениям (предыдущая история). Вспомните историю и возникшее состояние.

2. Опишите вашему партнеру в паре ваше состояние, в которое вы вошли. Проверьте, можете ли вы снова ощутить это состояние. (Если сложно, используйте занятые каналы). Позвольте себе глубоко погрузиться в это состояние, храня осознанность.

3. а) Если получается, погрузитесь глубоко в это состояние,  заметьте каким оно становится и следуйте за ним в самую глубину его переживания... ИЛИ

б) если трудно, вы можете рассказать своему партнеру историю о человеке, который погружается в это измененное состояние.

4. Найдите основное, сущностное качество этого состояния. Из этого сущностного качества, создайте историю. Боритесь с этой историей до тех пор, пока не появится дух чего-то полезного.

5. Обсудите, как этот опыт мог бы возникнуть и быть полезным в повседневной жизни.

6. Как это могло бы проявиться в вашей работе в мире?

Обсуждение в группе.

 

Тема 4. Раздражители.

Упражнение 5: Переоценка раздражителя.

1. Вернитесь к вашей основной истории с раной.

2. Расскажите историю вашему партнеру в паре. Поведайте о ваших переживаниях, замечая ваши реакции и реакции тех, кто злоупотреблял вами.

3. Если можете, заметьте, каким образом вы время от времени уподобляетесь этой фигуре. (Я думаю, что это у нас внутри и поэтому мы ведем себя так же). Если нет таких случаев, станьте фигурой, злоупотреблявшей вами. Примерьте на себя ее природу, в то время как ваш партнер станет вами в этой истории.

4. Позвольте себе полностью воплотиться в эту фигуру, продолжая осознавать ее природу. Двигайтесь, ходите, говорите, общайтесь как он(а). Теперь отправьтесь к ее сущностному уровню. Суть, основной сущностный аспект ее. Раскройте это качество.

5. Оставайтесь там до тех пор, пока не найдете какие-то качества этого духа, которые полезны для вас в жизни.

6. Обсудите с партнером в паре.

Групповой процесс.

 

Тема 5: Работа со свидетелем Упражнение 6. Привнесение двойных сигналов во взаимоотношениях

1.                 Сядьте с партнером и поговорите о ваших отношениях.

2.                   По очереди помогите  друг другу заметить ваши собственные двойные сигналы: (в позе, тоне голоса; взгляд в сторону, паузы, хихиканье, движения, движения рук, третьи партии, обращения в прошлое или будущее, симптомы).

3.                   Усильте, то есть сделайте двойной сигнал более выраженным. Найдите сообщение или информацию, которая стоит за ним: образ, фигуру из сновидения, чувства, фантазии, мысли.

4.                 Теперь привнесите усиленный двойной сигнал обратно во взаимоотношения.

5.                   Партнер делает то же самое, принося его или ее двойной сигнал в отношения.

6.                 Заметьте, что изменилось.

7.                   Вы заметили какие-нибудь барьеры? Вы перешли через них?

 

Упражнение 7: Работа с тем, чтобы остановить насильника. Пассивный свидетель.

В тройках.

1. Вернитесь к сцене злоупотребления  из детства (если возможно, к основной ране).

2. Продвигайтесь медленно и опишите это вашему партнеру в паре: рассказывайте историю так, чтобы это было комфортно для вас здесь, медленно и легко делитесь только тем, чем вы бы хотели поделиться.

3. Заметьте, был ли там кто-нибудь, кто мог предотвратить насилие? Что они делали (или не делали)?

4. Теперь представьте, если бы вы были взрослым свидетелем такой ситуации, что бы вы делали?

5. Действуйте так, как действовал бы  взрослый в этой ситуации. (Терапевт здесь может помогать).

6. Глубоко раскройте ваш ответ.

7. Каким образом вы являетесь каждой из этих частей в вашей внутренней жизни, во взаимоотношениях и в мире? Какие выводы есть в вашем ответе для вас (например, перестать плохо обращаться с самим собой), для мира, для активиста внутри вас и для вашей работы в мире? Запишите это.

 

Упражнение 8. Сплетни, третьи  партии и сновидения, сопровождающие насилие

1.                В парах поговорите о своих отношениях: узнайте друг друга, поработайте над конфликтом, или углубите существующие отношения.

2.                Пообщайтесь друг с другом в течение приблизительно 5 минут. Используйте время, чтобы сплетничать друг с другом о ком-то или о чем-то. 

3.                Теперь вспомните то, о чем Вы сплетничали. Какие 3-ьи партии упоминались, были особенно интересными? Разные люди, события, вещи, особенно те, которые несли сильную эмоциональную нагрузку или были наиболее любопытны.

4.                Теперь помогите друг другу найти для себя сновидческую сущность сплетни. Выберите, кто из вас первым будет работать со сновидением, соединяясь с сущностью вашей сплетни.  

a.                                       Какое качество сплетни очаровывает Вас? 

b.                                      Теперь отправьтесь в сновидение этого аспекта; украсьте его; позвольте этому развиваться далее. Будьте немного театральнее; преувеличьте. Освободите свое мышление, чтобы найти ваше сновидение.

c.                                       Что является сущностной фигурой или сущностью очаровывающего качества? Помощник поощряет и поддерживает партнера, чтобы вступить в эту энергию и стать фигурой, которая возникла в воображении. Проиграйте это, драматизируйте, позвольте этому характеру жить.

d.                                        Придумайте короткую историю или сказку об этом персонаже или сущностной энергии… В некотором царстве, в некотором государстве…

5.                Теперь взаимодействуйте как этот новый персонаж или качество; экспериментируйте, привнося его в отношения, и проживая фигуру из сновидения с другим человеком. 

6.                Теперь поменяйтесь ролями, и помогите партнеру развернуть, раскрыть сплетню.

7.                Обсудите, как эти новые персонажи углубляют, меняют или освещают работу с взаимоотношениями, которую вы делаете? Каким образом этот персонаж – это вы сами? Где еще в вашей жизни вы видели это?

 

Тема 6: Старейшины, смерть и преобразование мира.

Упражнение 9: «Столетнее Я».

1.  Опишите какую-нибудь личную или мировую проблему, с которой вы могли бы столкнуться в будущем. Особенно обратите внимание на те, которые связаны с вашей историей злоупотребления.

2. Как бы вы выглядели, если бы вам было сто лет, или даже лучше перед смертью, если представить, что на этом этапе вашей жизни вы довольны своей жизнью? Представьте, что вы прожили прекрасную жизнь, и вы учили других тому, чему вы очень хотели учить, что бы вы делали? Опишите это вашему партнеру.

3. Теперь перевоплотитесь в это Я. Сначала, посмотрите на него, затем привнесите его в ваше тело, сядьте как этот человек, двигайтесь как он. Заметьте его ритм, движения и чувства. Слушайте себя, говоря от имени этого человека.

4. Будучи этим старцем, взгляните на себя сегодняшнего, с вашими проблемами, и дайте своему обычному Я совет. Прислушайтесь к тому, что говорит «старая» часть вас, и запишите это.

5. Как вы используете это послание относительно ваших мировых проблем и в вашей жизни вообще прямо сегодня?

6. Также заметьте, как вам нужно будет жить, чтобы взрастить этого старца в будущем.

7. Запишите это и сравните с тем, что вы узнали в групповых процессах и из опыта на семинаре.

 

 

Упражнение 10. Работа с куклой

1.     Закройте глаза и сосредоточьтесь на своем дыхании. Направленная визуализация: «Представьте себе встречу с собой, избленной от страхов и гнетущей травмы. Это Я дарит Вам куколку. Рассмотрите ее внимательно».

2.     Сшейте куколку.

3.     Возьмите е в руки и поговорите с ней (Как ее зовут? Откуда она пришла? Что она любит и умеет делать? Как она себя чувствует живя в этом мире рядом с вами? Нужно ли ей что-то? Чем она занимается в своем мире и зачем она пришла к вам? Каково ее послание вам?)

4.     Выберите себе еще 2 партнеров и в 3-ках обсудите:

– Как Вы себя чувствовали слушая историю своей/чужих кукол?

– Чем история Вашей куклы похожа на Вашу жизнь?

– Что в этой истории является фантастическим и не будет привнесено в Вашу жизнь (останется мечтой)?

– Как Вы внутренне относитесь к тому, что это останется только мечтой?

– Как Вы чувствуете и как принимаете послание/подарок в виде куколки от своей исцеленной части?

( 1 голос: 5 из 5 )
Психотерапевт Н.Е. Невярович

Из книги Н.Е. Невярович «Процессуальная психотерапия женщин-жертв сексуального насилия».

Читать отзывы

Версия для печати



Смотрите также по этой теме:
Если вы пережили насилие. Что с этим делать?
Опыт переживания последствий изнасилования: Мне помогло упрямство (Психолог Клавдия Никитина)
В норме изнасилование переживается за год (Марина Ивашкина, кандидат психологических наук)
Освободите память от негативной информации (Психолог Любовь Бычкова)

Самое важное

Лучшее новое

диагностический курс

© «Ветка ивы». 2008-2018. Группа сайтов «Пережить.ру».
При воспроизведении материала обязательна гиперссылка на vetkaivi.ru
Редакция — info(гав)vetkaivi.ru.     Разработка сайта: zimovka.ru.     Вёрстка: www.rusimages.ru