Осознание и преодоление насилия

Здесь хранятся материалы, использовав, прочитав и поняв которые, можно помочь себе пережить последствия трагедии.
Евгений К
Сообщения: 88
Зарегистрирован: 19 июн 2013, 15:19
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать

Осознание и преодоление насилия

Сообщение Евгений К » 19 июн 2013, 15:24

«По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» [Мф. 24:12] – это страшное Господне предупреждение, сбываясь на наших глазах, порождает множество жертв различного вида насилия над личностью человека во всех сферах и в любой момент нашей жизни – от род. дома до кладбища. Среди всех видов насилия самыми страшными являются рабство и сексуальное насилие, зачастую объединяющиеся в одно целое. Нет смысла приводить статистику, когда все и так знают реальность опасности насилия в жизни каждого - когда ни у кого нет гарантии что помогут спастись сила или связи, слава или богатство. Сталкиваясь с очередным случаем и сочувствуя жертвам насилия в сердце своем, хотелось бы проанализировать и предложить пути выхода из жизненного тупика, порожденного насилием, в котором многие жертвы насилия остаются надолго, если не на всю оставшуюся жизнь. Являясь верующим человеком и осознавая что цель нашего земного существования – это приготовление себя к Царствию Небесному, введение себя в состояние любви к Богу и ко всем, и представляя сложность достижения такого состояния для тех кто стал жертвой насилия, пытаясь помочь им не лишиться спасения, но прийти к нему, к единству с Богом, хотелось бы предложить данные размышления всем сочувствующим и сопереживающим жертвам насилия и конечно самим жертвам.
По отзывам жертв насилия и информации с сайтов для переживших подобное можно сделать выводы что насилие является страшнейшим ударом по личности человека, в каком бы возрасте оно не произошло. Насилие не имеет срока давности, оно переживается как бы вне времени и тем больше переживается, чем больше повреждений нанесло личности. Если насилие произошло в возрасте, когда человек еще не вполне осознает случившееся с ним, то в дальнейшем оно будет преследовать человека внутри всю жизнь, с каждым возрастом все глубже анализируясь и влияя на его состояние, пока человек внутри себя или не преодолеет последствия тех искажений своей личности, которые внесло насилие, или эти искажения переменят его самого.
Человек вечен и душа его вечна, и мы должны понимать что всё, что мы ни делаем по отношению к другому человеку, оценивается со стороны вечности – здесь нет возрастов, нет разности восприятий, ума и пр., но всё оценивается со стороны полноценно развитой личности. Так, всё, что мы делаем по отношению к ребенку и списываем на то, что он чего-то пока не понимает или забудет, если этот поступок в достаточной степени серьезно повлиял на жизнь и личность этого ребенка, он будет им неизбежно анализироваться и в зрелом возрасте, и оценку нашим действиям или словам будет выносить впоследствии не ребенок, а зрелый человек. И это надо осознавать уже в момент отношений с ребенком или с зависимой от нас по социальным или иным каким факторам личностью. Не говоря о том, что Господь вообще недвусмысленно предупреждает, что всё что мы сделаем по отношению к ближнему – мы сделаем Ему, Он это всё воспринимает на Свой счет и судить нас будет исходя из того что мы сделали это не человеку, а Ему! [Мф. 25:31-46]
Мне кажется после катастрофы насилия перед человеком стоит три основных вопроса: Как с этим жить? Как понять этот мир? Что делать дальше?
Жить после насилия по-любому придется, если только человек не преступит еще более страшную черту и данные размышления, в том числе, преследуют цель помочь её не преступить. Во многом решение жить не смотря ни на что определяет правильное понимание случившегося с человеком и мира в котором такое случается. И здесь мы должны соответствую двум ипостасям человеческим – душе и телу, рассмотреть ситуацию помимо телесной еще и с духовной точки зрения. Также необходимо проанализировать и понять все стороны и всех участников инцидента насилия, каковые есть:
• Бог
• Насильник(и)
• Жертва
Да, как мы выше говорили, Бог является непосредственным участником сцены насилия и является никем иным, как жертвой, вместе с человеком претерпевшим насилие. Понимание этого многое сразу расставляет на свои места – жертва оказывается не одинока в своем горе и перенесенном страдании, жертва невольно оказывается в единстве с Богом, а это самое главное.
Сутью нашей жизни является соединение с Источником всех благ, Источником жизни – с Богом, Который есть Любовь! [1 Ин. 4:8]. Любовь - это и есть единство, единство – это и есть счастье, что есть со-частие, при-частие кому-либо, осознание себя не самим по себе, а частью кого-либо. И осознание себя частью Того, Кто есть Любовь, Жизнь, Свет, Истина, податель всех благ – есть высшее счастье! К этому приходят не сразу, к этому приходят иногда всей жизнью, а многие, к сожалению, так и находят, и не доходят до этого. А те, кто нашли, не сразу обретают единство с Богом, а, всё-таки обретя, в мучительном сопротивлении соблазнам и искушениям удостоверяют всей жизнью верность этому единству.
Здесь же, в насилии человек-жертва, сам того не осознавая, по факту произошедшего над ним зла, воспринятого Богом и на Свой счет, получает единство с Богом, подобно как совместно перенесенные страдания объединяют чужих до этого людей больше, чем родственные связи. Таким образом жертва насилия получает внушительную фору для своего спасения, к сожалению часто неосознаваемую, а противоположная сила сделает все для того, чтобы в конце концов человек внутри себя виновником произошедшего с ним сделал Того, Кто пострадал вместе с ним.
И здесь мы подходим ко вторым участникам инцидента и это, как не странно, ещё не люди.
Не секрет для верующих людей что всякое зло, творимое человеком, творится не само по себе, а под влиянием внешней воли, заставляющей человека делать зло, при этом так искусно маскируясь, что большинство и не осознают этого давления, принимая ответственность за свои поступки исключительно на себя. Но правда - не такова.
Бог – есть любовь жертвенная, любовь отдающая себя даже до смерти ради тех, кого любит. Бог всех сотворенных по Своему образу и подобию существ призывает усовершаться в такой любви до бесконечности. [Мф. 5:48] Не все выдерживают придерживания такой любви, ибо это требует полного самоотречения. И первый кто не выдержал был светоносный ангел, правая рука Бога в духовном мире – Люцифер (Светоносный). В мире, сотворенном Любовью и для любви, предав всё и всех, он не мог предложить ничего иного, кроме искажения любви и вместо любви жертвенной, отдающей, стал родоначальником и пророком любви к самому себе – эгоизма, родителем лжи и клеветы – сатаною. Этот путь заставил его отчудиться ото всех, пренебрегать всеми, кроме себя, по полной степени. Его борьба упирается в идеологию, в само понимание жизни и цели существования собственного и всех других сотворенных Богом существ, и потому его брань с Богом. Но, не имея возможности повредить Богу, он вредит Ему тем, что склоняет сотворенных и любимых Богом как своих детей существ на свою сторону - в отчуждение от Бога. И Ангелы, и люди созданы Богом вечными и не могут исчезнуть, даже если захотят. Поэтому степень воздействия на личность ангела и человека разнится тем, что помимо души человек имеет тело, подверженное всяческому материальному возднействию. И если давление сатаны только на личность ангелов позволило ему склонить в отпадение серьезную их часть (до трети, по некоторым предположениям), то давление оказываемое на человека, в том числе и через тело, позволяет ему и падшим вместе с ним духам почти всё человечество, за исключением малого остатка, ввергать в рабство и грехами отчуждать от Бога.
Воздействие происходит в основном двумя путями – страхом (и сопутствующими ему болью и смертью) и удовольствиями. Воздействие происходит через две ипостаси человека – душу и тело - как непосредственно, так и через посредников. Непосредственно нечистый дух может влиять на человека так же, как и обычный человек, но по-особому. Человек может донести до другого свою мысль устно, письменно, знаками или еще как-нибудь, а дух может донести до человека свою мысль непосредственно влагая ее в душу (сердце) человека. На опознании и сопротивлении извне влагаемым в человека мыслям строится во многом путь христианского внутреннего делания. Как и в жизни - мы не сможем не принять доносимую до нас мысль другим человеком, но на уровне личности можем её или принять, или отвергнуть – так же и с нечистыми духами поступает опытный христианин, распознавая и отвергая нечистую мысль, основывая свое сопротивление на фундаменте веры.
Но помимо мысленного воздействия существует еще и телесное воздействие. Как один человек другому может сделать приятное, а может причинить боль, так и нечистый дух имеет возможность ограниченным образом влиять на тело человека, в зависимости от нужды заставляя испытывать или ощущения приятности (неги, блаженства) или боли (болезни, дискомфорта) – и все это для достижения своей цели. А цель эта такова – подчинить волю человека, заставить его быть подвластным нечистому духу, совершать грехи и тем отчудить от Бога: «ибо, кто кем побежден, тот тому и раб». [2 Пт. 2:19] Совсем не обязательно нечистому духу достигать полной власти над человеком, которая в таком случае называется одержимостью. Достаточно одного смертного греха, к которому человек оказывается безволен под влиянием нечистого духа, и этого достаточно чтобы отвергнуть человека от Бога и низвести в ад, если человек не успеет принести покаяние и примириться с Богом. Но для удостоверение погибели конечно в их интересах склонить человека к как можно большему количеству грехов и страстей, чтобы в том и закончил он свою жизнь, вне Церкви и Бога.
С самого зачатия сопровождая личность человека, нечистый дух по мере взросления личности ищет и находит слабину в человеке, часто основанную на грехах родительских, к сопротивлению которым уже заранее ослаблена личность нового человека. Прогибая волю человека в угоду эгоизму и самолюбию с самого детства, выгодно пользуясь периодами становления личности и организма, а особенно периодом полового созревания, нечистые духи порабощают себе большую часть человечества.
Таким образом большинство людей становятся в той или иной степени рабами злым духам и только сопротивляющиеся с помощью Бога и Церкви люди, на основе духовного знания данного Ими и привитой правильным воспитанием нравственности могут в определенной степени считать себя независимыми от их воли. К сожалению таковых меньшинство. Но есть и иное меньшинство, которое в своем раболепии духам зла и безволии доходят до такой степени озлобленности и эгоизма, что становятся во многом подобными своим господам и в состоянии совершить любое злодеяние по отношению к другой личности, презрев всякие нормы морали и нравственности. К таковым относятся насильники, убийцы, растлители, извращенцы, рабовладельцы и др.
Тупик земного мышления заключается в том, что он не позволяет к таковым относиться иначе, как с ненавистью и полным осуждением. К сожалению, этот тупик и для осуждающего, ибо осуждение является свидетельством отчуждения от личности, а отчуждение от человека – это отчуждение от Бога (ведь мы помним что все, что мы сделаем по отношению к другому человеку, Бог воспринимает на Себя, даже если этот человек и страшный злодей). И таким образом не творя особого греха, а только осуждая - мы отчуждаемся от Бога и обрекаем себя на ад.
Ад – это состояние, а не место. Это состояние отчуждения от Бога, от Света – вечная тьма. Земной слабый аналог адскому состоянию – это депрессия, уныние, замыкание на самом себе с игнорированием других личностей – это типичное состояние для осуждающих всех и любящих себя, и не случайно часто приводящее к суициду – смерти телу по факту уже обитающей во аде души.
Чтобы выйти из этого тупика мышления необходимо прийти к другому пониманию и восприятию реальности. А реальность такова, что все мы – дети Божии, всех нас Он любит как Своих детей и осознавая то состояние, в котором мы оказались, делает всё для того чтобы спасти нас для вечности – спасти нашу вечную душу, обещая нам новое безупречное тело по Воскресении. Для того Он отдал жизнь Свою на кресте, для того Он прощает просящих прощения и дает нам приобщаться к Своим Крови и Телу в Церкви, для того долготерпит столько, сколько мы живем, до самого последнего вздоха ожидая нашего покаяния и примирения с Ним. Бог мыслит единством и нас призывает к тому же. Он сделал и делает всё со Своей стороны чтобы восстановить единство между нами. Только единство с Богом для нас спасение и потому личность, находящуюся в отчуждении от Бога, следует лишь только жалеть и сокрушаться о ней. Ведь в случае закостенения в своем состоянии она станет потерянной для рая, для единства с Богом и со всеми спасенными.
Такое мышление требует большого отречения от себя, некоторого презрения к своему телу – оно может быть и легко в теории, но тяжело на практике, особенно для человека претерпевшего насилие. Вместо жалости ему предоставляется самому пожалеть, да еще и тех, кто был зол к нему. Но это единственно верный путь. Этим путем шёл Сам Господь, прощая распинающих Его. Этим путем шли достойные подражания люди: Иоанн Златоуст, Серафим Саровский, многие христианские мученики и святые. Это не потому что они чем-то особенные, это потому что так понимать и относиться к причиняющим зло есть единственно возможный и спасительный путь для всех претерпевающих насилие и страдание. И если смогли так одни, то смогут и другие.
Когда же приходит жалость, то за ней приходит и прощение. Получается, что насилие понуждает жертву к восхождению на иную высоту мышления и восприятия жизни, чем у обычных людей. Но разве есть шанс после насилия остаться обычным человеком, как будто ничего не произошло? Духовный подвиг, на который призывает жертва насилия, это именно большой личностный подвиг и решающийся на него достоин всяческого уважения. И хотелось бы надеяться что эти размышления помогут многим взойти на него.
Что же происходит с самой личностью жертвы во время и после насилия?
Мы – создания Божии, по образу и подобию Его сотворенные, внутри нас вне зависимости от пола и расы заложены божественные честь и достоинство – они дарованы нам по природе нашей человеческой и мы призваны быть их достойными, они – наше «я». Однако нам дарована и свобода, и по этой свободе мы можем потерять самих себя, утратить, исказить свое «я», не устоять в правде и чести, как это случается со всеми падшими личностями. Способы воздействия на нас чтобы поработить нас, отнять наши честь и достоинства, уже описаны выше, как и заявлено что большая часть человечества находится в падшем состоянии, под влиянием воли извне - непосредственно или через посредников.
Во время и какое-то время после случая насилия (даже год и больше) жертва может пребывать как бы в подвешенном состоянии, отключённом, живя на автомате и не вполне осознавая и анализируя - что с ней произошло. Тем не менее со временем неумолимость произошедшего вынуждает как-то принять все случившееся в реальность своей жизни и пытаться искать пути выхода из тупика личности, в которое жертва была загнана произошедшим над ней насилием. Безысходность состояния многих жертв заключается в том что и после многих лет после насилия, когда казалось бы жизнь наладилась и всё ушло в прошлое, пережитое насилие, а самое главное потеря чести и достоинства под влиянием внешней злой воли, не дают покоя жертве, являясь источником множества комплексов, страстей, напряженных отношений с людьми, неврозов и депрессий, вплоть до суицида. Это душа кричит о том что личность жертвы не в порядке, что она сильно повреждена и успокаиваться отнюдь не стоит, что надо искать пути и способы восстановления поврежденного.
Что же повреждается в личности? В первую очередь честь и достоинство, а вслед и воля. Не случайно что жертвы насилия после часто становятся безвольными рабами греха, в том числе и такого, жертвою которого они сами стали когда-то.
Вся наша жизнь на земле – это война, борьба на уровне личностей. Тело, даже самое сильное, может быть уязвлено и проиграть, но личность призвана быть стойкой до конца – в идеале человек должен предпочесть лучше смерть, чем поработить себя иной воле. Но то в идеале, а в реальности часто происходит порабощение личности человека через страх или удовольствие, тем более когда личность еще несовершенная, дитя или подросток - возраст чаще всего подверженный насилию. А когда личность порабощена один раз, другой раз она уже гораздо легче поддастся, и так далее, пока полностью не поработится или…
Проблема многих жертв насилия в том что они не знают альтернатив своему состоянию, кроме как сломанному частично или полностью другой злой волей. Случай однажды перенесенного насилия уже делает их уязвимыми перед следующим насилием, а ведь вся наша жизнь, особенно во время и после социалистического режима наполнена того или иного уровня насилием над личностью. Жертва часто озлобляется на весь мир и отчуждается от людей, но не может отчудиться от себя и изнутри добивается тем, чем была порабощена - страхом или удовольствием. Попытка борьбы за свою личность какое-то время может быть успешной, может усиливаться укреплением тела - занятиями спортом, укреплением души - изучением психологии. Но с течением возраста, когда тело приходит в немощь и отягощается болезнями, когда душа отчаивается бороться и чем дальше тем больше обнаруживает свое одиночество, если человек не нашел единственно-верного варианта восстановления своей личности, как правило он обречен на поражение. Какой же он этот способ?
Конечно, восстановить поломанное может тот, кто сделал целое – восстановить поврежденную личность человека может только Тот, Кто сотворил её – Бог! Можно только порадоваться за тех жертв насилия, кто пришел к Богу и вместе с Ним и Его Церковью строит свое спасение и восстановление цельной личности. Но в наше время, время множества всяческих альтернатив вере и учений, бывает очень сложно найти ту единственную Церковь где обитает Бог во всей полноте Своей благодати. Только в Христианстве Бог предлагает человеку единство с Собою, и только в единстве Православных церквей Бог подаёт всю полноту Своей благодати. Этой благодатью укрепляясь, очищаясь в Таинстве Покаяния и обновляясь в Таинстве Причастия, человек восстанавливает свою личность во всей полноте.
Но на этом не заканчивается, а только лишь начинается путь борьбы за свою личность, ибо еще много раз она будет подвергаться попыткам покорения иной злой волей. Только клянясь Богу, личность не теряет себя, не утрачивает свою честь и достоинство, но умножает их, ибо это свидетельство того – Чьи мы и Кто наш. Поклонение же иной воле, иной личности, покорение греху делает человека рабом уже и отнюдь не Богу. Раз за разом, падая и вновь вставая, самой этой борьбой подтверждая желание нашей личности быть в единстве с Богом, человек борется со всякой внешней противной Богу волей и тот, кто претерпит эту борьбу до конца – спасется. [Мф. 24:13] Эта борьба должна вывести волю и личность человек на ступень Ангельскую, когда уже никто и ничто не сможет сломить личность человека идти против воли Божией, поработить кому иному, кроме Бога. И в этой борьбе, осознавая всю силу и крепость наших врагов, только с Богом можно победить – «человекам это невозможно, Богу же всёвозможно». [Мф. 19:26]
После принятия такой реальности остается решить вопрос – как жить дальше? Неизбежное восхождение на высоту иного мироощущения побуждает думать и об ином уровне оставшейся земной жизни, увлекая в отдаленное от мира существование, склонное к монашескому. Однако хотелось бы предупредить что монашество – это не только иное мироощущение, это в первую очередь подвиг глобальной внутренней перемены, изменения себя в строгость церковного уклада.
Поэтому, соизмерив свои реальные силы и конечно уже не отходя от Бога и Церкви, нужно искать посильный для себя путь земного пребывания, не исключающий ни земного счастья в браке, ни монашеского пути, ни может быть одиночества (неформального монашества в миру). Но в любом случае уже держась сложившегося единства с Богом, развивая его в максимальную степень, что не иначе дается как многократною жертвою, только уже не неосознанной и случайной, а сознательной, даже искомой и желаемой, наполняющей внутреннее содержание личности соответствием призванию Христову - в несении подобно Ему креста своего [Лк. 14:27] можно и нужно продолжать свою жизнь, идя в Царство Небесное, где нет зла и насилия - именно потому, что находящиеся там победили его и не дадут, и не позволят сотворить с собой что-либо противное воле Божией.

Vitaminka
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 00:02
Цель пребывания на форуме: Нужна помощь

Re: Осознание и преодоление насилия

Сообщение Vitaminka » 19 июн 2013, 23:08

Да , так оно так.Но жить после насилия сложно,даже если человек обрел Веру в Бога ,ему предстоит огромный путь и не известно, как он его пройдет?В миру тяжело психика надломленна ,а в монастыре намного лучше. Из своего опыта могу сказать: сколько лет бы не прошло ,горький отпечаток остается в душе. В моем случае ,были и попытки суицида , и глубокая депрессия в которой я до сих пор живу .И каждый раз чувствую себя ущербной ,нет у меня обиды в душе,просто трудно каждый день с этим жить, и реветь от боли...................

Евгений К
Сообщения: 88
Зарегистрирован: 19 июн 2013, 15:19
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать

Re: Осознание и преодоление насилия

Сообщение Евгений К » 13 ноя 2013, 22:58

Согласен, что тяжело жить вообще, и тем более после такой травмы. Тяжело потому, что повредившаяся личность хранит память о своем повреждении, даже если исцелилась уже большей частью ото всех последствий. Но есть у нас с вами надежда на полное обновление, на то, чтобы начать с начала, как бы с белого листа - на Воскресение в будущей жизни, в обновленном и совершенном теле, в чистой и светлой душе, которую мы уже здесь должны приготовить: очистить слезами покаяния и умастить добрыми делами и самопожертвованием. Тем, кому тяжело здесь, обещано будущее облегчение, если только мы устоим в Боге:
Блажени плачущии, яко тии утешатся
Блажени кротцыи, яко тии наследят землю
Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся
Блажени милостивии, яко тии помиловани будут


Вернуться в «Полезные материалы для переживших насилие»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость